Технологии дистанционного образования в процессе изучения литературы

Хачикян Е.И.

 Современный этап развития образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться, ведь он  станет организатором деятельности обучаемых по овладению новыми компетенциями.

В таких условиях главной целью становится обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение студентов суммой знаний, но и формирование их современного мышления и познавательных способностей.

В ходе реализации личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного подходов как факторов необходимости формирования ключевых компетенций (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) существенной проблемой является поиск разумного баланса между используемыми знаниевым и деятельностным подходами и определение потребностей системы образования в необходимых высокоэффективных средствах обучения.

Необходимо сохранить баланс между такими подходами, поскольку очевидна нецелесообразность опоры только на знаниевый подход с акцентом только на формирование системы знаний у учащихся, или, наоборот, с акцентом только на деятельностный подход в его ограниченном понимании обучения, направленного на формирование практических умений и навыков. Взаимосвязь знаний и способов деятельности очевидна: с одной стороны, знания, в отрыве от деятельности, могут оставаться бесполезными, а, с другой стороны, деятельность невозможна без предмета деятельности, так как всякая деятельность протекает в некоторой среде, в некоторой области действительности.

При этом реализация относительно новой методологии деятельностного подхода порождает потребность в традиционных «бумажных» и цифровых образовательных ресурсах, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, к  формированию личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство ЦОР и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Основные принципы информационных технологий – это интерактивный (диалоговый) режим работы, интегрированность (взаимосвязь) и гибкость процесса.

Для активного внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий и обеспечения существенного изменения качества образования, с одной стороны, и удобства их использования преподавателем в его профессиональной деятельности, с другой, необходимо наличие разнообразных системно-организованных цифровых ресурсов, соответствующих требованиям предметов и программ обучения.

Цифровые ресурсы должны быть удобно организованы в соответствии с используемыми учебными программами и учебниками, естественным образом дополнять используемые учебно-методические комплексы.

Коллекции ЦОР должны формироваться по предметно-тематическому принципу и являться совокупностями элементарных информационных источников и источников сложной структуры.

Основное назначение данного направления работ – это обеспечение преподавателей и студентов набором инструментов для работы по созданию и редактированию цифровых ресурсов, например: редакторы обработки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов; обработки и представления массивов числовых данных; инструменты обработки изображений, звука, видео; виртуальные лаборатории; инструменты, обеспечивающие просмотр объектов; системы обработки аудио и видео.

Качественное изменение в образовании может быть достигнуто созданием инновационных комплексов, ориентированных на инновационные формы организации педагогического процесса, современные информационно-коммуникационные технологии и доступность громадных массивов ресурсов. Такие комплексы предназначены для преподавателя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.

Возможности, предоставляемые современными цифровыми образовательными ресурсами, позволяют на качественно новом уровне организовать процесс обучения. Преимущества этого подхода наиболее явно проявляются в тех случаях, когда речь идет о преподавании комбинированного курса, опирающегося на знания студентов из различных областей.

Система подготовки специалистов в вузах должна соответствовать потребностям развивающегося общества. Одна из главных задач вузов на современном этапе – построение такого процесса обучения, который стал бы основой формирования учебной и профессиональной деятельности подготовки и воспитания будущих специалистов.

Важнейшей особенностью современного общества является повышение роли информатизации, что ведет к необходимости адаптации личности в этом обществе. Персональный компьютер, подключенный к сети, позволяет осуществлять новый тип образования – дистанционное. Предпосылками его возникновения, конечно, является социальный заказ общества, а также демократизация образования и технический прогресс. Это форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Положительной стороной дистанционного образования, несомненно, является то, что оно предоставляет возможность получать знания без отрыва от производства, в удобное для студента время и в том режиме, который удобен лишь ему. Основная роль здесь отводится учащемуся, а участие преподавателя и учебного заведения сводится к минимуму.

Дистанционное образование ориентировано на внедрение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов, электронных учебников, телеконференций, тренингов и проектных работ. В ближайшее десятилетие при развитии компьютерных технологий ученые предполагают создание учебной базы данных, которая охватывала бы все открытые институты мира, а также компьютерных программ, обеспечивающих легкую и гибкую связь между преподавателем и обучающимися.

Применительно к профессиональному становлению специалиста в системе дистанционного обучения следует отметить, что, основываясь на принципе стартовых знаний, проводится контроль исходных знаний, позволяющий определить уровень каждого обучающегося.

Ведь вчерашнему школьнику очень трудно осмыслить и принять систему дистанционного обучения, которая основывается на дидактических принципах высшей школы. Учебный процесс при дистанционной форме более трудоемкий и многоаспектный. Здесь, безусловно, есть своя специфика. Все эти проблемы пока решаются в каждом отдельно взятом учебном заведении самостоятельно, в силу понимания этих проблем работниками вузов, чаще всего специалистами в области информатики, компьютерной техники, программирования, но не педагогами, методистами и психологами.

Дистанционная форма – это принципиально новая форма обучения. На данном этапе нужно стремиться к тому, чтобы дистанционное образование стало частью процесса по реализации национальных интересов России и конкурентоспособным на внутренних и мировых рынках образовательных услуг

Что касается изучения литературы, то компьютер, безусловно, позволяет значительно упростить и ускорить процесс усвоения, например, теоретико-литературных понятий. Обычно они изучаются с помощью статичных схем, помогающих запомнить конкретные определения. Далее можно закрепить усвоенный материал с помощью упражнений, которые, возможно, будут носить игровой характер.

Подобным образом может производиться работа с художественными текстами. Наглядность предоставления информации здесь очень важна.

Для успешного внедрения компьютеров необходимо создание новых учебных программ, специальных учебников, частью которых станут ЦОРы и обучающие программы. Положительный результат может быть получен только при использовании уникальных возможностей компьютера в интерактивном взаимодействии со студентом и анализе полученных при проверках и непосредственно в обучении результатов. При этом программное обеспечение должно разрабатываться в России, с учетом особенностей нашей системы образования. В их разработке должен участвовать широкий круг специалистов, как программистов, так и педагогов. Только в этом случае может быть использован огромный потенциал компьютеров.

Таким образом, информатизация образования позволит во многом изменить процесс обучения, сделать его более эффективным. Изучение литературы станет интереснее, применение технологий дистанционного обучения повысит мотивацию будущих специалистов, ускорит усвоение ими учебного материала.

 

Литература

 

  1. Гаврилин А.В., Лученков А.В., Сергоманов П.А. Программы и программирование информатизации образования: школьный и муниципальный уровни. Учебно-методический комплект и материалы для стратегических команд. – Красноярск, Гротеск, 2009.
  2. Дистанционное обучение / Под ред. Полат Е.С. – М.: Владос, 2008.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М.: Academia, 2011.
  4. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. – М.: Владос, 2010.