Урок литературы в 8 классе “В чем правда Юшки?”

Анохина Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Калуги

 

Тема урока: «В чём правда Юшки?»

 Урок литературы в 8 классе

Автор учебника: В.Я. Коровина «Литература 8 класс»

  

Цели:

– формировать умение анализировать художественное произведение, выявлять авторскую точку зрения;

– развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, умение пользоваться различными источниками для получения информации, сопоставлять и обобщать факты;

– воспитывать интерес к внутреннему миру человека, умение сопереживать, сочувствовать.

Оборудование:

– мультимедийная установка;

– презентация к уроку;

– словари.

 

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

 Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что многие произведения русской литературы перекликаются между собой, заставляя нас вновь и вновь задумываться о том, что такое честность, любовь, доброта, что такое правда, как победить зло. Замечательная сказка – быль М. Пришвина «Кладовая солнца», о которой мы говорили на уроках литературы в 6 классе, – об этом. Вы, наверное, помните: Настя и Митраша – главные герои этого произведения. Однажды они отправились в лес за клюквой, но по дороге поссорились и разошлись в разные стороны. Из-за этого Митраша чуть не утонул в болоте.

  1. Собеседование

 Вопросы классу:

 – Кто его спас?

– А чья это собака? Как её зовут?

– Почему Травка спасла мальчика?

– Кто научил её взаимопониманию и выручке?

 

Это хозяин Антипыч перед смертью «перешепнул» своему другу собаке правду о вековечной, суровой борьбе людей за любовь друг к другу и ко всему, что их окружает. Вот яркий пример того, как добрая правда одного человека может помочь другому.

 

  1. Творческий эксперимент

Давайте поговорим сегодня об ещё одном необычном герое – платоновском Юшке – и попробуем понять его правду, знание которой, надеюсь, заставит каждого по-новому взглянуть на себя и свои поступки и оценить своё отношение к людям.

А теперь познакомимся с героем рассказа поближе, для чего проведём маленький творческий эксперимент. Перед вами на экране (слайд №3) словесный портрет Юшки, в котором пропущены некоторые слова. Попробуем восстановить эти недостающие слова.

«Он был … ростом и …; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли редкие … волосы; глаза же у него были …, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как … слезы».

(Мал, худ, седые, белые, неостывающие)

Ребята восстанавливают недостающие слова. Вместе с учителем делают следующий вывод: на первый взгляд Юшка – человек вроде бы неприметный, но одна единственная деталь, мастерски использованная автором, – и ты уже ни с кем не перепутаешь этого героя. Эта деталь – глаза.

Литературоведы много раз отмечали удивительное сходство героев А.Платонова с героями другого писателя – Ф.М.Достоевского. Я покажу вам портреты героев Достоевского. Посмотрите и подумайте, что роднит их с Юшкой.

Теперь, когда мы познакомились с словесным портретом героя, живописными портретами, у нас сложилось уже впечатление о Юшке. Но чтобы окончательно представить его, словно оживить – пусть он заговорит.

Ученик готовил дома рассказ от лица героя. Теперь он представляет свой рассказ классу.

Рассказ ученика от лица Юшки.

– Сумел ли ученик достоверно голосом, интонациями изобразить героя?

Мнения ребят об услышанном.

– Можно ли Юшку, по-вашему, назвать личностью героической?

(Нет)

– А почему тогда А.Платонов делает его героем своего рассказа?

(Он особенный!)

 Причём эта особенность проявляется не только по отношению к людям, но и по отношению к природе.

  1. Работа с текстом

Зачитаем эпизод из рассказа и ответим на вопросы:

«Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом».

– Что нового в характере героя открывает нам картина его общения с природой?

 Вывод: он любит весь мир вокруг себя.

 Какие  же качества характера присущи Юшке? (Доброта, чувствительность, способность любить)

А вы умеете так чувствовать?

 Давайте вспомним одно стихотворение, очень созвучное нашим рассуждениям

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

 

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

И ствол – гигант, тяжелый, величавый.

 

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

 

– Кто автор этого стихотворения? Почему оно называется «Детство»?

– Что роднит лирического героя этого стихотворения и Юшку?

– А в каком мире: людей или природы – Юшка чувствует себя уютнее? Почему?

– А что же люди?! Как они относятся к Юшке?

Давайте вспомним сейчас некоторые события рассказа и ответим на этот вопрос.

  1. Задания по рядам

 1 ряд готовит рассказ о том, как дети относятся к Юшке.

2 ряд готовит рассказ о том, как взрослые относятся к Юшке.

3 ряд говорит рассказ о том, как отнёсся к нему весёлый прохожий.

Класс слушает ответы учеников.

  1. Собеседование

– Почему люди к нему так относятся?

– Как Юшка переносит эту нелюбовь, это непонимание, эти насмешки.

(Терпеливо, смиренно, спокойно)

 – Почему Юшка прощает им свою боль, свои унижения и страдания?

Он любит людей. Только тот, кто по-настоящему любит, способен простить такое.

 К сожалению, многие люди считают его сумасшедшим. Возникает своеобразное противостояние людей и Юшки, причём у каждой стороны своя правда. У людей – своя, у Юшки – своя.

– Какая из них, по-вашему, истинная, а какая ложная?

Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем со словом «правда». Подберите к нему однокоренные слова, зачитайте (правдивый, праведный, правдоискатель и др.).

– А как вы назовёте носителя правды, человека, которому ведома настоящая правда?

Праведник

Поработаем с толковым словарём и найдём в нём все значения этого слова (слайд №5- значения слова «праведник»).

Праведник

  1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным представлениям какой-то религии. – Один раскаявшийся грешник приятнее десяти никогда не согрешивших праведников. Мамин Сибиряк, Горное гнездо.
  2. перен. Обычно ирон. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников. Чехов. Письмо М.В.Киселевой.

– Можно ли назвать Юшку праведником? Докажите своё мнение.

– Кого ещё из литературных героев вы бы могли назвать праведником?

– Воплощением какой библейской заповеди является Юшка?

Возлюби ближнего своего, как самого себя!

 Подведение итогов

 

Среди каких людей вам хотелось бы жить: добрых или злых? Ответ очевиден.

– А как сделать, чтобы люди были добрыми?

Воспитать доброту в себе по рецепту Юшки: любовь + терпение.