Урок риторики в 8 классе “Основная часть выступления (содержание). Аргументация”

Кулачкова Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 9 имени К.Э. Циолковского города  Калуги»

 

Тема урока: «Основная часть выступления (содержание). Аргументация»

 

Урок риторики в 8 классе

 Автор учебника: Т.А. Ладыженская  «Введение в риторику»

Цель:

– продолжить обучение методике составления публичного выступления.

Оборудование:

– мультимедийная установка;

– презентация.

 

 Каждое ваше слово опирается

на молчание вашего слушателя.

В. Хлебников

Ход урока

I.                   Проверка домашнего задания

Три-четыре человека читают варианты вступления своей публичной речи (тема речи выбирается самими учащимися). Класс оценивает выступление, используя памятку.

II.                Вступительное слово учителя

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателя, но потом заметил, что внимание аудитории постепенно пропало. Поэтому  перед выступающим стоит очень важная задача: не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи, поэтому наиболее ответственной является главная  часть ораторского выступления. Нужно уметь не только правильно ее произнести, но и умело составить. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем уроке.

III.             Знакомство учащихся с текстом,  составленным логически неверно

Учащиеся получают раздаточный материал с текстом,  в котором допущены логические ошибки, читают его про себя, затем вслух и отвечают на вопрос:

– Что не учел человек, составляя основную часть этого текста.

Мой дом.

Мы живем в большом доме на 5-м этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живет моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что ее надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, что с ней что-то случится. Ведь я все время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живет мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай.

Рассматривая эту часть текста, ученики констатируют несоответствие между содержанием и заголовком, отсутствие логики.

Вывод: «Во всяком сочинении есть известная царственная мысль. К сей-то мысли должно все и относиться (Сперанский).

IV.             Тренинг. Нахождение главной мысли в теме сочинения

Используется раздаточный материал.

Темы:

Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XX века.

Речевая характеристика героя

Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Роль традиций гимназии № 9 г. Калуги в воспитании личности учащихся.

V.   Знакомство учащихся с текстом,  составленным логически неверно

Вопрос учителя: С чего необходимо начать подготовку, если вы получили задание подготовить выступление о  роли традиций гимназии № 9?

Предполагаемый ответ учащихся: необходимо перечислить эти традиции.

 

Учащиеся перечисляют традиции письменно (2-3 мин.), оставляя поля с двух сторон

Список традиций:

  • Газета «Ракета»
  • Турслеты
  • День Самоуправления
  • Театральный фестиваль
  • Гимн гимназии
  • Выборы в молодежную администрацию
  • Газета «Большая перемена»

 

Вопрос учителя: как можно назвать этот вид работы?

Предполагаемый ответ учащихся: мы выделили из основной темы ее составные части.

Слово учителя: это называется АНАЛИЗ. Посмотрите на экран.

 

Анализ – это расчленение целого на составные элементы

 

Стр. 106 учебника. Учащиеся читают определение, комментируют вместе с учителем.

 

Вопрос учителя: что необходимо сделать дальше?

Предполагаемый ответ учащихся: попробовать соединит  все написанное.

Слово учителя: такое соединение называется СИНТЕЗ. Посмотрите на экран.

Синтез – это соединение

Стр. 106 учебника. Учащиеся читают определение, комментируют вместе с учителем.

Вопрос учителя: каким образом мы должны выполнить соединение?

Предполагаемый ответ учащихся: расположить традиции в списке по мере их значимости или по мере их возникновении.

Задание: расставьте цифры слева в том порядке, в котором вы считаете нужным.

Слово учителя: этот вид работы называется СРАВНЕНИЕ. Посмотрите на экран.

Сравнение – расположение по значимости

Стр. 106 учебника. Учащиеся читают определение, комментируют вместе с учителем.

Вопрос учителя: что нужно еще сделать для достижения конечного результата?

Предполагаемый ответ учащихся: написать, для чего нужна каждая из традиций.

Задание: с правой стороны от каждой традиции написать, что она развивает в ученике (1-2 словами).

Слово учителя: по вашим ответам уже легко сделать вывод о том, зачем нужны традиции в школе. Учащиеся отвечают на этот вопрос письменно в тетради (1-2 предложениями).

Слово учителя: то, что вы написали, называется ОБОБЩЕНИЕМ. Посмотрите на экран.

Обобщение – мысль или положение общего характера

Стр. 107 учебника. Учащиеся читают определение, комментируют вместе с учителем.

 

Вопрос учителя: когда мы рассуждали о том, для  чего нужны традиции, мы доказывали какие либо положения. Это называется АРГУМЕНТАЦИЯ.

Учащиеся работают со словарем 

 

Аргумент – довод, приводимый для доказательства чего-либо

VI.             Задание на дом

Составить текст выступления «Традиции гимназии № 9» (на 3-4 минуты)  письменно в тетради.

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд 4-й ряд
Для учащихся первых классов Для одноклассников Для родителей Для учеников другой школы

VII.          Редактирование текста, предложенного учителем

Традиции моей школы.

В этом году мой школе исполняется 125 лет. Это одна из самых старых школ города Калуги. В ней преподавал физику и математику К.Э. Циолковский. В школе есть музей Циолковского. В нем хранятся разные старинные вещи. Еще в школе есть старинная чугунная лестница. В нашей школе к каждому празднику выпускается газета «Ракета».  Она очень интересная.

VIII.       Итог урока

  • Вопрос учителя: какие этапы создания основной части вы знаете?
  • Учащиеся отвечают на вопрос
  • Обращение к эпиграфу (учащиеся объясняют его смысл).