«Роль символов в раскрытии образа главного героя романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Кулачкова Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 9 имени К.Э. Циолковского города  Калуги»

 

Тема урока: «Роль символов в раскрытии образа главного героя романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

 

Урок литературы в 11 классе

Автор учебника: В.П. Журавлев «Русская литература XX  века»

 

Цели:

– расширить представление учащихся о понятии «символ» в художественном произведении, подчеркнув лиричность романа Б.Л.Пастернака;

– развивать логическое мышление учащихся: учить сопоставлять, аргументировать, делать выводы;

– продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся.

Оборудование:

– мультимедийная установка;

– презентация.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы говорили об истории создания романа, системе образов, а сегодня уделим внимание главному герою, Ю.А.Живаго, поговорим о том, что это был за человек, как формировался его характер.

  1. Собеседование. Вопросы на повторение:
  • О каком времени рассказывается в романе?
  • Вспомните литературные направления, характерные для этого времени. Какое из них ведущее?  (Символизм)
  1. Слово учителя

Даже если какие-либо писатели или поэты не были символистами, они часто использовали образы – символы в своих произведениях. Не избежал этого и Б. Пастернак. Совсем недавно мы изучали его лирику. Вспомните, какие образы – символы он использует в своих стихотворениях, процитируйте, скажите об их роли.

Учитель: если мы обратимся к тексту романа, то увидим, что те же самые символы автор использует в нём. Сегодня мы понаблюдаем, как символы помогают раскрыть характер главного героя.

  • Символ бури, вьюги

Учащиеся находят в тексте примеры, комментируют их, затем делают вывод.

Предполагаемый ответ: это символ испытаний в судьбе Юрия Живаго.

Просмотр фрагмента фильма (1мин), затем вопрос учителя: Как переносит главный герой эти испытания? Предполагаемый ответ: достойно.

  • Символ смерти

Учащиеся находят в тексте эпизоды, комментируют, делают выводы.

Предполагаемые ответы: смерть окружает героя на протяжении всего романа, в конце он и сам умирает, но всей своей жизнью он утверждал жизнь (вывод делается после просмотра эпизода фильма 3 мин).

  • Символ природы

Учащиеся находят в тексте эпизоды, комментируют, делают выводы. Предполагаемые ответы: природа не только помогает понять внутренний мир героев, но и является полноправным действующим лицом.

Вопрос классу: почему Юрия Живаго Можно назвать лирическим героем, а сам роман «лирикой в прозе»?

Ответы учащихся: (после просмотра фрагмента фильма)

  • Символ свечи

Учащиеся зачитывают эпизоды, комментируют, делают выводы.После просмотра фрагмента фильма звучит вопрос учителя: почему Лара читает стихотворение «Зимняя ночь» дочери на ночь, а не поёт колыбельную песню?

Предполагаемые ответы: свеча – символ семейного очага, жизни, творчества, вдохновения.

  1. После проведённой исследовательской работы учащиеся составляют рассказ о главном герое (о сущности его характера, поступках, о его восприятии революции, о его философских размышлениях о жизни и определяют). Как образы – символы помогли сделать такие выводы?
  2. Задание на дом: перечитать 17 главу романа (Стихотворения Юрия Живаго, определить их роль в композиции всего романа).

Вопросы:

  1. Почему цикл стихотворений начинается стихотворением «Гамлет»?
  2. Какая мысль романа заложена в стихотворении «Гефсиманский сад»?
  3. Подведение итогов урока