Современные педагогические технологии на уроке литературы

Хачикян Е.И.

Художественная литература – самое эффективное средство организации духовного общения учащихся, без которого не может происходить нравственное развитие школьников. Жанровое разнообразие уроков – важнейшее условие активации познавательной деятельности учащихся, формирования интереса к чтению, что, безусловно, является общепедагогической проблемой.

Наиболее оптимальными в этой связи являются нестандартные уроки – импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную, неустановленную структуру: уроки-погружения, уроки-пресс-конференции, уроки-путешествия, уроки-эссе (размышление), уроки-аукционы, уроки-суды, уроки-творческие мастерские, уроки-семинары, уроки-диспуты и т.д.

Уроки –семинары проводятся с целью акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и существенных аспектах определенной темы. Учитель самостоятельно выбирает и формулирует тему семинара, предварительно составив план подготовки учащихся к обсуждению. В процессе работы возможно деление класса на несколько групп, каждая из которых получает свое задание. Урок проходит как совместное обсуждение определённой темы.

Урок-дискуссию целесообразно использовать по материалам лекций, итогам практических занятий, что закрепляет знания участников дискуссии по отобранной проблеме, вырабатывает навыки аргументированной полемики.

Урок-диспут ведет к формированию и развитию оценочных способностей учащихся, их устойчивых нравственных категорий. Диспут учит мыслить критически и творчески осваивать материал, самостоятельно подводить к важнейшим выводам, которые станут глубокими убеждениями.

Диспут должен быть действительно творческим обсуждением. Нет ничего страшнее мнимого диспута, когда ребята только играют роль оппонентов, а по сути изрекают истины, угодные учителю. Такой «диспут» формирует лицемеров и демагогов. Чтобы получилось настоящее обсуждение, ребята должны быть искренни.

Урок – пресс-конференция предполагает совместное обсуждение проблемы с использованием элементов ролевой игры.

Организуя пресс-конференцию, целесообразно предложить группе учеников подготовить к ней стенд с высказываниями общественных деятелей, писателей по обсуждаемым вопросам. К нему могут обращаться выступающие для подкрепления своей позиции.

Урок – «круглый стол» проводится при обсуждении актуальных и комплексных проблем. Учащиеся заранее получают задание по теме занятия. Целесообразно, на наш взгляд, проведение «круглого стола» при изучении обзорных тем, обсуждении произведений для внеклассного чтения.

В основе урока-эссе (размышление) – осмысление философских проблем на литературном материале. Особенно продуктивен данный тип урока при изучении крупных эпических произведений.

Урок-исследование может представлять собой сравнительную характеристику героев, исследование художественного мира поэта или писателя.

Такие формы работы относятся к современным педагогическим технологиям, комбинации и вариации их безграничны.

Учащиеся отмечают, что после проведения уроков нетрадиционных форм у них возникает особого рода причастность к содержанию произведений. Так или иначе, художественные произведения оставляют след в душе каждого ученика. Накопление художественных ценностей в области литературы обогащает ученика не только эстетически, но и благотворно влияет своими искренними, нравственно-этическими поисками, превращая общение с художественной литературой в процесс усвоения идей, выработанных человечеством и воплощенных в художественных образах, которые становятся идеалами.

Глубина усвоения нравственного содержания литературных произведений старшеклассниками на уроках литературы зависит от уровня этического просвещения, нравственных ориентаций каждого из учеников. На уроке каждый должен получить право на выбор своего метода активного постижения литературы, будет ли это художественная интерпретация, или публицистика, или любой посильный и увлекательный поиск. Учитель только помогает ученику найти этот «метод», а остальное ученик делает сам. Важно, чтобы ученик чувствовал себя свободной личностью. Именно этот принцип полностью реализуется в нестандартных уроках.

Как известно, знания, не задевающие эмоциональную сферу ученика, не могут превратиться в убеждения и не могут способствовать познанию и осознанию личностного смысла изучаемого. Школьникам необходима яркая, доходчивая проблемно-эмоциональная форма изложения материала с оптимальным использованием учебно-наглядных пособий и технических средств. Развитию умения распознавать чувства другого человека, по нашему мнению, на уроках литературы способствует целенаправленное использование следующих специальных приемов: 1) анализ эмоциональных состояний героев (что чувствует герой в данной ситуации; опишите мир чувств героя в этот момент; каково, на ваш взгляд внутреннее состояние героя); 2) решение психологических задач (как бы вы поступили в этой ситуации; проанализируйте ситуацию, предложите герою свой выход из нее); 3) обсуждение и анализ нравственных ситуаций (прав ли герой в разговоре…; ваши действия в ситуации с …); 4) создание ситуаций сопереживания и переживания и акцентирование внимания на трагических событиях в произведениях искусства и в жизни и т.д.

Умение распознавать эмоциональное состояние героя или другого человека – одно из условий воспитания в подростке устойчивого и глубокого интереса к людям. Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через сопереживания и переживания. Несомненно, что многое здесь зависит и от мастерства учителя. Используя на уроках литературы различные формы нестандартных уроков – урок-кафе, урок-гостиная, урок-разговор, урок-размышление и т.п., учитель имеет гораздо больше возможностей раскрыть ученикам постулаты, определяющие духовно-нравственные ценности. Е.Н. Ильин определил в своей практике пять таких понятий, на которые необходимо обращать внимание каждому словеснику: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Литература должна формировать талантливого читателя, духовно обогащать человека. Главный предмет познания литературы – человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу, к природе, к действительности вообще. Значит, мы не можем ограничить роль литературы каким – нибудь одним критерием, будь то нравственный, эстетический или какой – либо еще. Литература – мощнейший источник воспитания духовно-нравственных ценностей личности, потому что в ней аккумулируются все постулаты человеческого бытия.

Литература рисует широкую панораму жизни, оценивает ее с нравственно-эстетических (а значит, и этических) позиций, потому читатели и получают глубокие нравственные и духовные уроки.

Пожалуй, ни один другой преподаватель – предметник не несет такой ответственности за формирование человеческих качеств своих воспитанников, как преподаватель словесности. Его педагогическая и воспитательная деятельность напрямую обращена к душе учащегося, формированию его эмоционально-чувственной сферы.

На наш взгляд, в процессе становления и развития сферы духовно-нравственных ценностей учащихся средствами художественной литературы наиболее эффективными показали себя следующие формы нестандартных уроков: уроки-погружения, урок-эссе (размышление), урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-суд, уроки-пресс-конференции, урок-круглый стол, урок-семинар, урок-путешествие, урок-дискуссия.

В процессе активизации творческой деятельности учащихся на этих уроках оптимальны следующие типы творческих заданий по литературным произведениям:

  1. «Вживание» учащихся в образ героя, т.е. представить себя на месте какого-либо персонажа, его состояние, чувства, мысли.
  2. Домысливание произведения: домыслить дальнейшую судьбу литературных персонажей.
  3. Создание словесной иллюстрации на основе устного описания: охарактеризовать внешность героя, если портрет не дан автором.

Таким образом, формирование сферы духовно-нравственных ценностей учащихся средствами художественной литературы определяется такой формой работы, как нестандартный урок, сочетающий в себе различные методы активизации творческой деятельности учащихся.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. – 2000. – № 10. – с. 32-38.
  2. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Знание, 1989.
  3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1995.
  4. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. – 1999. – №4.
  5. Улёдов А.К. Духовное обновление общества.–М., 2001.